Лекторий

Грамматика и текст

Текст или не текст? Взгляд из XXI века.

Вводная лекция.

Представим, что мы решили составить кроссворд и должны дать определение текста – так, чтобы играющий мог угадать слово. Это не так-то просто. Последовательность букв? Нет. Последовательность букв, пробелов, пунктуационных знаков? Далеко не любая. Связная, осмысленная последовательность? Вспоминается давнее школьное определение: «Текст – несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически» . Но всегда ли тексты, окружающие читателя в XXI веке, соответствуют этому определению? А древние тексты? Так ли сильно они отличаются от сверхновых, как кажется на первый взгляд? Как различить речь и текст, поможет ли разграничение устный / письменный, особенно в эпоху чатов и ICQ? Как понять, целый текст перед нами или нет? Где конец одного текста и начало другого? О каких «хитростях» текстового устройства должен знать современный читатель? Попробуем ответить на эти вопросы, читая тексты и не-тексты, а также заглядывая в труды ученых-филологов.

Download the PDF file .