Библиотека

Грамматика и текст

  1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста (глава «Понятие текста») // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998.
  2. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. — М., 2001. — С. 72-81.
  3. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. — Эрмитаж, 1986.
  4. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004.
  5. Лукин В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. М.: «Ось-89», 1999.
  6. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967 (Глава: Поэтика художественного времени).
  7. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). — М.: Искусство, 1970 Глава: Точки зрения в плане пространственно-временной характеристики. Подраздел: Грамматическая форма времени и вида и временная позиция автора.
  8. Падучева Е. В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива.) — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996 (глава Грамматические категории времени и вида).
  9. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды. Стиль «Пиковой дамы».— М.: Наука, 1980 (1936).
  10. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947. Глава: Формы прошедшего времени совершенного и несовершенного вида на –л.
  11. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998 (стр. 20-28).
  12. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худлит, 1975.
  13. Теория функциональной грамматики. Отв. ред. Бондарко А. В.—Л.: Наука, 1990 (ФСП темпоральности). Файл см. ниже в «Библиотеке документов».
  14. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998: («Говорящий и текст» (стр. 28-35); «Коммуникативные регистры речи» (стр. 398-410);»О языковых средствах формирования регистров» (стр. 411-441); «Взаимодействие коммуникативных регистров» (стр. 442-449); «О композиции текста» (стр. 450-479).
  15. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Пространственно-временная локализация как суперкатегория предложения. В кн. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М., 1997. С. 113-125.
    (Файл см. в «Библиотеке документов» внизу страницы).
  16. Уржа А. В. Русский переводной художественный текст с позиций коммуникативной грамматики. – М., 2009. С. (144-159).
  17. Завьялова О.В. К проблеме разграничения информативного и генеритивного регистров // Сборник статей: Традиции и тенденции в современной грамматической науке. По материалам I Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». – М., 2005. – (С. 178-186).
  18. Онипенко Н. К. Теория коммуникативной грамматики и проблема системного описания русского синтаксиса // Русский язык в научном освещении. — № 2. — М., 2001. — С. 107-121.
  19. Арутюнова Н. Д. Типы модусов. Инверсия модуса и пропозиции. В кн: Язык и мир человека. Языки русской культуры. Москва 1998. С. 411-440.
  20.  Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17 Теория речевых актов. М. 1986.
  21. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М. 1986.
  22. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М. 1986.
  23. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М. 1986.
  24. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. В кн.: Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  25. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998 (Глава «Субъектная перспектива высказывания).
  26. Онипенко Н. К. Идея субъектной перспективы в русской грамматике // Русистика сегодня. − М., 1994, №3.
  27. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, т. 40, 4, 1981.
  28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. Художественная литература, 1972.
  29. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). — М.: Искусство, 1970 (план идеологии и план психологии, затем план фразеологии).
  30. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Т. 2. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Главы «Перспектива» и «Фокализации».
  31. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в лингвистике. Вып 8. 1978.
  32. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе. – Изв. АН СССР, сер. лит. и яз. 1976. Т. 35. №4.
  33. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе. – Изв. АН СССР, сер. лит. и яз. 1980. Т. 39. №1.
  34. Беллерт И. Об одном условии связности текста. // Новое в зарубежной лингвистике, т. YIII. М.: Прогресс, 1978.
  35. Москальская О. И. Грамматика текста М., 1981, с.21-22.
  36. Кузьмина Н. А. Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста. // Вестник Омского университета, 1997, Вып. 2.
  37. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Мир автора и структура текста. Статьи о русской литературе. — Эрмитаж, 1986.
  38. Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия. Под ред. Н.А.Фатеевой. М.: ИРЯ РАН, 2007.
  39. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты — тема — приемы -текст. Сборник статей. Предисл. М.Л.Гаспарова. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996.
  40. Эткинд А. Поэтика заглавий //Revue des Études Slaves 1998. Volume 70 , numero 70-3 , p.559-565.