Итоговое задание по теме «Регистровая композиция текста»

Грамматика и текст

 

Проведите регистровый анализ фрагмента
поэмы Марины Цветаевой «Крысолов».

Выделяя в тексте регистровые блоки, учитывайте, чью точку зрения они отражают («голос» флейты, восприятие детей, восприятие повествователя, реплики детей, реплики повествователя).

В царстве моем — ни свинки, ни кори,
Ни высших материй, ни средних историй,
Ни расовой розни, ни Гусовой казни,
Ни детских болезней, ни детских боязней:

Синь. Лето красно’.
И — время — на всё.

Тише, тише, дети! Отданы
В школу тихую, подводную.

Лейтесь, лейтесь, розы щёчные,
В воду вечную, проточную.

Кто-то: мел! кто-то: ил!
Кто-то: ноги промочил!

Кто-то: вал! кто-то: гул!
Кто-то: озера хлебнул!

А вода уже по пальчики
Водолазам и купальщицам…

Жемчуга навстречу сыплются.
А вода уже по щиколку…

Под коленочки норовит.
— Хри — зо — лит!

Красные мхи, лазурные ниши…
(А ноги всё ниже, а небо всё выше…)
Зеркальные ложи, хрустальные зальца…
А что-то всё ближе, а что-то всё дальше…

— Берегись! По колено ввяз!
— Хри — зо — праз!

А вода уже по плечико
Мышкам в будничном и в клетчатом.

Выше, выше, носик вздернутый!
А вода уже по горлышко, —

Усладительней простыни…
— Хру — ста — ли…

— Вечные сны, бесследные чащи…
А сердце всё тише, а флейта всё слаще…
— Не думай, а следуй, не думай, а слушай.
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше…

— Муттер, ужинать не зови!
Пу — зы — ри.