Итоговое задание по теме “Регистровая композиция текста”

Грамматика и текст

 

Проведите регистровый анализ фрагмента
поэмы Марины Цветаевой “Крысолов”.

Выделяя в тексте регистровые блоки, учитывайте, чью точку зрения они отражают (“голос” флейты, восприятие детей, восприятие повествователя, реплики детей, реплики повествователя).

В царстве моем – ни свинки, ни кори,
Ни высших материй, ни средних историй,
Ни расовой розни, ни Гусовой казни,
Ни детских болезней, ни детских боязней:

Синь. Лето красно’.
И – время – на всё.

Тише, тише, дети! Отданы
В школу тихую, подводную.

Лейтесь, лейтесь, розы щёчные,
В воду вечную, проточную.

Кто-то: мел! кто-то: ил!
Кто-то: ноги промочил!

Кто-то: вал! кто-то: гул!
Кто-то: озера хлебнул!

А вода уже по пальчики
Водолазам и купальщицам…

Жемчуга навстречу сыплются.
А вода уже по щиколку…

Под коленочки норовит.
– Хри – зо – лит!

Красные мхи, лазурные ниши…
(А ноги всё ниже, а небо всё выше…)
Зеркальные ложи, хрустальные зальца…
А что-то всё ближе, а что-то всё дальше…

– Берегись! По колено ввяз!
– Хри – зо – праз!

А вода уже по плечико
Мышкам в будничном и в клетчатом.

Выше, выше, носик вздернутый!
А вода уже по горлышко, –

Усладительней простыни…
– Хру – ста – ли…

– Вечные сны, бесследные чащи…
А сердце всё тише, а флейта всё слаще…
– Не думай, а следуй, не думай, а слушай.
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше…

– Муттер, ужинать не зови!
Пу – зы – ри.