
Лекторий Методкабинет Библиотека
Наверное, не для всех изучение правил орфографии в школе было любимым занятием. А ведь оно может стать интересным (а правила – более понятными), если узнать немного об истории возникновения букв и слов, об истории русского языка в целом.
- Почему мы пишем в слове щетина букву е? Потому что проверяем его словом щётка. А почему мы пишем в слове щётка букву ё, а не о? Потому что проверяем словом… щетина?
- Когда в русском языке появилась буква Ё? И почему до этого она была не нужна?
- Откуда в русском языке беглые гласные (день – дня)?
- Почему формы прошедшего времени у нас изменяются не по лицам, а по родам?
- Почему нужно говорить благодаря ей, но к ней?
В ходе занятий вы получите ответы на эти (и подобные) вопросы, а также узнаете, что:
- Кирилл и Мефодий создали НЕ кириллицу;
- начало и конец – исторически однокоренные слова, так же, как бык и пчела, облако и наволочка;
- краткие прилагательные появились раньше полных;
- Ъ и Ь раньше обозначали гласные звуки;
- считая непривычным английский перфект, мы в своей речи пользуемся именно перфектом, говоря о прошлом;
- имена и обозначения мужчин стали «одушевленными» раньше, чем обозначения женщин и т.д.
Чтобы убедиться, что все это – не фантастика, мы будем читать древнерусские тексты и сравнивать их с современными, знакомиться с древними склонениями и спряжениями. Вы удивитесь тому, как много общего у текста берестяной грамоты и SMS-сообщения, у писем подданных Ивана Грозного и современных e-mail’ов. Курс «Русский язык: загадки истории» поможет вам найти объяснение фактам родного языка, которые казались непонятными или нелогичными, позволит прочесть в оригинале русские тексты разных эпох.