Русский язык: загадки истории

Лекторий Методкабинет Библиотека

Наверное, не для всех изучение правил орфографии в школе было любимым занятием. А ведь оно может стать интересным (а правила – более понятными), если узнать немного об истории возникновения букв и слов, об истории русского языка в целом.

  • Почему мы пишем в слове щетина букву е? Потому что проверяем его словом щётка. А почему мы пишем в слове щётка букву ё, а не о? Потому что проверяем словом… щетина?
  • Когда в русском языке появилась буква Ё? И почему до этого она была не нужна?
  • Откуда в русском языке беглые гласные (день – дня)?
  • Почему формы прошедшего времени у нас изменяются не по лицам, а по родам?
  • Почему нужно говорить благодаря ей, но к ней?

В ходе занятий вы получите ответы на эти (и подобные) вопросы, а также узнаете, что:

  • Кирилл и Мефодий создали НЕ кириллицу;
  • начало и конец – исторически однокоренные слова, так же, как бык и пчела, облако и наволочка;
  • краткие прилагательные появились раньше полных;
  • Ъ и Ь раньше обозначали гласные звуки;
  • считая непривычным английский перфект, мы в своей речи пользуемся именно перфектом, говоря о прошлом;
  • имена и обозначения мужчин стали «одушевленными» раньше, чем обозначения женщин и т.д.

Чтобы убедиться, что все это – не фантастика, мы будем читать древнерусские тексты и сравнивать их с современными, знакомиться с древними склонениями и спряжениями. Вы удивитесь тому, как много общего у текста берестяной грамоты и SMS-сообщения, у писем подданных Ивана Грозного и современных e-mail’ов. Курс «Русский язык: загадки истории» поможет вам найти объяснение фактам родного языка, которые казались непонятными или нелогичными, позволит прочесть в оригинале русские тексты разных эпох.